САКВОЯЖ ИСТОРИЙ

Московский плейбэк театр 

 

Художественный руководитель - Елизавета Загряжская 

Процессуальная Сценическая Практика и диалогические аспекты гештальт-философии в применении к плейбэк театру

Ведущий – гештальт-терапевт, член EAGT, основатель ПСП-подходаПетрос Теодороу


Тренинговая программа из 4 воркшопов выходного дня.

Основные черты и принципы программы

Процессуальная сценическая практика (ПСП-подход) Петроса Теодороу предлагает участникам связать гештальт-философию с искусством сценической импровизации.


Программа основана на том, что практика импровизации (любого типа) в комбинации с гештальт-философией создает мощный сплав, предоставляющий разнообразные возможности для людей в мире плэйбэка.


Программа начнется 7-8 сентября 2013 года.


Программа будет состоять из 4 семинаров, каждый из которых будет продолжаться 18 часов. Семинары будут проводиться по субботам и воскресеньям.

Работа будет состоять из теоретической части и практики. Семинары тематически взаимосвязаны между собой, а не независимы. Программа подготовлена не как чисто теоретический курс, а в жанре мастер-класса (воркшопа).


Каждый из семинаров включает следующие части:


Теория: обучение ПСП-подходу, обучение диалогическим аспектам гештальт-философии и их использованию в контексте плейбэк театра.

Тренинг (практика): участники программы смогут апробировать на практике все вышеуказанные теоретические пункты, а также удовлетворить любые, имеющиеся у них, личные интересы, связанные с любым аспектом плейбэк театра.

 

Цели программы и кому она адресована

Основная цель программы – экзистенциальный философский подход тем практикам плейбэк театра, которые хотят расширить возможности своего искусства и увидеть его в более широком контексте.

Программа обладает богатыми возможностями и может быть адаптирована под любой уровень опыта и подготовки участников. 

Другими словами, участникам будет предоставлена возможность:  


обогатить и углубить свою актерскую игру и навыки кондактинга в плейбэке.
углубить их знания и навыки в:
        - создании, руководстве и тренинге плейбэк групп,
        - поддержании жизни плэйбек группы
соединить свою деятельностью в области плейбэка со своим личностным ростом и увидеть возможности для постановки и реализации новых целей и ориентиров развития.

Важное замечание относительно целей программы

Следует подчеркнуть, что программа не заменяет собой никакой официальной программы или тренингового цикла по плейбэк театру. Кроме того, она не предоставляет полной подготовки в области плейбэк театра, так как цели программы заключаются в углублении и обогащении опыта плейбэк театра, и не сконцентрированы на систематической подготовке плейбэк-практиков.


Кроме того, программа не представляет собой полного тренинга в ПСП-подходе. Цель программы – предложить дополнительный ПСП-инструментарий для участников, интересующихся плэйбеком, а не проводить их официальное обучение данному подходу. 

Насколько глубоко и широко участники воспримут этот опыт и вплетут его в свою профессиональную практику и жизнь, зависит от самих участников и того выбора, который они сделают для себя.


Поэтому обучение по программе не дает право закончившим ее участникам работать ни в качестве ПСП-практика, ни в качестве плейбэк-практика, ни в качестве актера, кондактора, тренера.

Сертификаты

В конце программы участники получат сертификат, удостоверяющий, что они прошли программу ПСП-студии, что означает, что они освоили образовательную и прикладную части ПСП подхода.

В сертификатах будет указано количество часов и характер программы.

В том случае, если участник прервет занятия или пропустит часть встреч, он получит письменную справку о пройденных занятиях/встречах, а не сертификат.

ПСП-студия может предоставить любые варианты рекомендаций для участников, которые могут им понадобиться в будущем.


Структура программы

Программа состоит из 4семинаров, каждый из которых занимает одну встречу. Каждый семинар имеет свою определенную цель и структуру и посвящен определенной теме.

Темы не являются автономными частями программы. Каждая из них представляет собой аспекты центральной идеи программы; все они связаны между собой - как теория, так и практика. Более того, каждый семинар включает в себя отсылки на материалы других семинаров или же является логическим продолжением предыдущей встречи. Таким образом, от участников ожидается обязательное посещение всех занятий, так как только так обеспечивается преемственность тем теоретической подготовки и практики (тренинга).

Каждый семинар длится 2 дня – субботу и воскресенье.

Одной из фундаментальных характеристик этой программы является то, что, как и предполагает ее экзистенциальная природа, она полагается на ответственность самих участников программы. Это позволяет программе легко адаптироваться к возникающим в процессе тренинга нуждам. Так, даже в том случае, когда каждый семинар уже имеет закрепленную за ним тему и содержание, группа и ведущий имеют возможность изменить структуру каждого раздела, а также пути его реализации.

Программа предполагает совместить: а) динамический процесс тренинга; б) саморегуляционный потенциал участников; в) ответственный выбор участников; г) их творческие способности регулировки.

Каждый семинар включает:

- суммирование материала предыдущей встречи;
- изменение работы группы в соответствии с возникающими потребностями, проблемами, ожиданиями, страхами, взаимодействиями, оценками;
- открытие и закрытие каждого дня, шеринг, обсуждения, оценки;
- теоретическое введение;
- разогрев и несколько ПСП-упражнений для развития полезных для плейбэка навыков;
- практическая апробация изложенного материала (в том числе основная практика в феноменологическом методе), демонстрации;
- плейбэк-практика.

Каждый участник несет ответственность за конспектирование теории и практики программы.
Материалы будут представлены в устной форме в ходе семинаров. Участникам программы достаточно следовать образовательному процессу программы и сосредоточиться на непосредственно предоставленной информации. Тем не менее, каждый участник может по желанию заниматься дополнительным изучением темы и имеет возможность принести в группу его/ее собственную точку зрения. Участникам будет предоставлен список соответствующих материалов программы: глав из книги ведущего по гештальт-философии, ПСП и плейбэку (на данный момент - на английском языке).

Процесс программы является полностью конфиденциальным (включая и перевод). Это необходимо для уважения и соблюдения личных границ каждого участника. Каждый участник должен гарантировать конфиденциальность личной информации, обещав никому ни при каких обстоятельствах не разглашать личных сведений о других участниках, которые возможно, станут известны участникам группы в ходе программы.

Разделы программы (темы семинаров)

"Феноменологическая теория поля, экзистенциальный диалог, основные понятия ПСП-подхода, применение '1000 +1' упражнений ПСП-модели в плэйбеке"

- Введение в феноменологию, экзистенциализм, теорию поля. Интенциональность (направление сознания). Трансцендентальная позиция (жить, оставляя в стороне личные перспективы). Горизонтальность (безоценочность). Описание. Экспериментирование. Экзистенциальное одиночество. Смысл. Потеря. Ответственность и свобода выбора. Понятие единого феноменологического поля (все относится ко всему остальному и к целому). Здесь-и-сейчас. Процесс (все постоянно меняется). "Я-Оно" и "Я-Ты" - способы взаимоотношений. Включение (приближение к миру друг друга). Присутствие (Быть “с" Другим). Пространство «между» (быть "в" области отношений, не контролируя). Проживание диалога (активное участие в отношениях). Использование языка (обращение к Другому). Не-эксплуатирование (не "использование" Другого).
- Природа ПСП, цели и содержание. Основные понятия ПСП, соединяющие ее теорию и практику: личный фильм, мотив, синтаксис. "Модель 1000+1 упражнений". Примеры и приложения к практике плейбэк театра.

" Искусство взаимоотношений и контакта, их импровизационный аспект, макро / микро структуры человеческого опыта, феноменологическо-диалогические перспективы плейбэк перформанса, актерской игры и кондактинга"

- Природа времени и человеческого сознания. Основная микро-единица опыта: "настоящий момент". Настоящий момент как "прожитая история" со своим собственным сценарием и драматическим напряжением. "Временной контур" стимула (изменения силы и качеств входящих внешних раздражителей в потоке времени). "Витальные аффекты" (перевод мозгом временных контуров в основные эмоции). Полифонический и полиритмический характер опыта (получение стимулов во время обработки раздражителей). "Мульти-временные" презентации (два различных потока опыта, происходящих параллельно). Реляционные прогрессии (как небольшие отрывки опыта складываются в длинные цепи). Импровизационное развертывание человеческого опыта.
- Поле плейбэк перформанса и его постоянная реорганизация. Роли и индивидуальные реальности плейбэк кондактора и актера («внутри» и «снаружи», «Я» и «не-Я»). Подлинность, спонтанность и "экспериментально-творческая зона" в плейбэк перформансе. Плейбэк, увиденный через призму ПСП, как живое развитие сети взаимоотношений. Фазы контактирования в плэйбеке и чувствительность к ритму (пульсу, такту) целостного перформанса и его подразделов (началу и окончанию спектакля, разогреву аудитории, построению отдельных актерских импровизаций как подразделов). "Хорошая" и "плохая" аудитория. Различия между "осознанием" и "сознанием" в плэйбеке. "Голоса" в плейбэке, их "средний режим" и их эстетика.

"Устный и сценический нарративный процесс: структура, слои, "значение " и воплощенные аспекты истории, рассказанной и представленной в плейбэке"

- Повествование: переплетающиеся психические и эмоциональные слои в развитии значения любого повествования. Аспект последовательности в структуре повествования. Переформатирование прошлого в настоящее в процессе разворачивания повествования. История как процесс настоящего, а не просто содержание. «Расказывающее» тело в повествовании.
- Неосознанные "прожитые истории" в плейбэке как основа ментально воспринимаемых историй (рассказанных и проигранных историй). Смысл истории в плейбэке как развивающийся нарративный процесс. Суммирование истории в кондактинге и в действии актеров на сцене. Использование экспрессивных языков и стилей при повествовании на сцене. "Неинтересная" история. "Позитивные" - "негативные" значения в проигрывании: бесполезность их полярности. Защита, чрезмерная защита, игнорирование, интерпретации, нравоучения в отношении рассказчика и аудитории: устранение ошибок. "Ошибки" восприятия в слушании и проигрывании истории, в "поиске" и "угадывании" ее смысла. Телесное чувство и образ тела в плейбэке. Инструменты для просмотра плейбэк истории в ПСП-подходе: увеличение и уменьшение масштаба истории, поэтическая перспектива любой истории, сюжет истории и его поворотные моменты, полярности, накопленная энергии в первичных и вторичных процессах проигрывания истории.

"Интерсубъективность и человеческая встреча в плейбэк перформансе и учебной группе"

- Интерсубъективные системы как дополнение к системам привязанности в отношениях. Интерсубъективное поле плейбэк группы. "Хороший" и "плохой" перформанс/репетиция (процесс самооценивания). Экзистенциальный диалог как способ развить и защитить поле отношений и организовать плэйбэк тренинг. ПСП и диалогически-отношенческие аспекты гештальт-философии как перспективы в жизни плейбэк группы, или, другими словами: вопросы приверженности, удовольствия, дисциплины, правил, шеринга-открытости, репетиций, перформансов, обогащения навыков и эмпатического поля группы, доверия, конфликтов, этики плейбэка, мотивации и видения в процессе плейбэка, бытия частью глобального мира плейбэка и т.д. (В целом, материал этой последней встречи будет формироваться в соответствии с эволюцией программы до этого момента).

Даты всех 4 семинаров:

1. 7-8 сентября 2013 г.
2. 16-17 ноября 2013 г.
3. 18-19 января 2014 г.
4. 22-23 марта 2014 г.

Время занятий: 11.00-20.00 каждый день.

Место занятий: будет сообщено дополнительно.

Стоимость 1 семинара (7-8 сентября 2013 г):
При оплате до 1 июня – 7500 руб,
При оплате до 1 августа – 8300 руб,
При оплате до 6 сентября – 9000 руб,
При оплате на семинаре – 9800 руб.

По поводу записи на программу, организационных или других вопросов обращайтесь, пожалуйста, к организатору программы Елизавете Загряжской:


e-mail: playbacker@mail.ru

тел: +7 (916) 565-68-65

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________
Приложение 1.
Тренер программы: Петрос Теодороу (Греция)


Петрос является профессиональным гештальт-терапевтом, работающим в Греции и за рубежом. Член Европейской Ассоциации Гештальт-терапевтов. Работает с группами и индивидуально, интересуется более широко отношенческой и экзистенциальной перспективой.

Петрос Теодору является основателем Процессуальной Сценической Практики, обучает плейбэк театру через ПСП-подход, проводит лекции и публикует статьи. Петрос - автор книги “Гештальт-философия, ПСП-подход и плейбэк театр: импро-ландшафты”. Его статьи можно найти в различных изданиях. Например, его статья об основополагающей ПСП-концепции личного фильма была опубликована Британским Гештальт Журналом в мае 2011 г.
Образование и тренинги также находятся в его интересах. Образовательно-тренинговые программы Теодороу легко адаптируются под любые цели и могут быть приспособлены для терапии, обучения, искусства, организаций, плейбэка и т.п., в зависимости от нужд и целей аудитории. Теория и практика (экспириентальная работа) обычно тесно переплетаются в его воркшопах.

Стиль его тренингов - это личный систематический метод, основанный на созданном им ПСП-подходе (Процессуальной Сценической Практике), применяемом каждый раз к новым образовательно-тренинговым целям. Метод его тренинга основан скорее на осознании и процессуальной работе, развивающихся структурах жизни, нежели на классическом подходе к обучению.

В ПСП он интегрирует фундаментальные принципы философии гештальт-терапии с импровизацией на сцене в идиосинкратическом сплаве. В то же время подход ПСП четко отграничен от области арт-терапии.
Теодороу был несколько раз приглашен в Европу и, в том числе, в Россию (Москву и Санкт-Петербург, с 2005 г.) как учитель, супервизор и ведущий тренингов.


Приложение 2
Краткое введение в ПСП (Процессуальную Сценическую Практику)

Процессуальная Сценическая Практика - это подход, объединяющий в целое экзистенциальный подход к отношениям, искусству человеческого контакта и повышение осознания, личностный рост, и импровизацию на сцене. По своей природе он предназначен для поддержки присущих нам творческих способностей и их развития через процесс и работу осознания.

ПСП имеет дело с двумя функциональными уровнями. В настоящее время в рамках ПСП-студии, которая организует несколько видов программ, задействованы оба уровня. Этими двумя уровнями являются:

(1) "Прикладной" уровень, на котором ПСП становится инструментом, применяемым в психотерапии, искусстве, образовании, плейбэк театре, организациях.

(2) "Тренинговый" уровень, на котором каждый может научиться ПСП-теории и практике. Это многомерная и чрезвычайно гибкая образовательная программа.

Теоретические и практические основы ПСП:

Основная теоретическая часть ПСП включает в себя весь сплав фундаментальной философии, который лежит в основе гештальт-терапии, без необходимости обращения к какой бы то ни было психотерапевтической практике. Это происходит таким образом, потому что во всем мире возрастает использование так называемой «гештальт-теории» в нетерапевтических областях (например, в образовании, на рабочих местах, в художественном творчестве), как интегрированного экзистенциального философского взгляда.

В то же время, другая теоретическая часть ПСП относится к базовому измерению, приобретенному благодаря сценической импровизации, если на нее посмотреть через гештальт-философию.

Более того, в ПСП теорию включены некоторые понятия и концепции, созданные специально для того, чтобы практически связать гештальт-философию и искусство импровизации:
a) “личный фильм”,
б) “мотив”,
в) чувство тела и образ тела в ПСП,
г) гибкая модель, которая позволяет создавать упражнения для применения ПСП на практике (“1000+1 упражнение для контакта на сцене” ).


Любое практическое применение ПСП создается по мере надобности из его сплава с гештальт-философией и искусством импровизации.

В этом смысле ПСП не является новым подходом по отношению к основным элементам его структуры. Однако, он нов в том аспекте, что:
(а) его «оригинальность» состоит в том, что он интегрирует элементы гештальт-философии с различными элементами сценической импровизации, и

(б) имеет дело со «специальными» понятиями, которые были изобретены, чтобы работать в качестве моста между этими двумя группами элементов, упомянутых выше.

Чем ПСП не является:
Несмотря на то, что ПСП использует элементы из всех нижеуказанных областей, он комбинирует, сплавляет и трансформирует эти элементы в свои собственные строительные блоки. В этом плане, ПСП - это
- не психотерапия,
- не форма арт-терапии,
- не драма-терапия, психодрама, анимация или театральная игра,
- не теория театра и драматургии,
- не вариант плейбэк театра.