САКВОЯЖ ИСТОРИЙ

Московский плейбэк театр 

 

Художественный руководитель - Елизавета Загряжская 

Сертификационная программа обучения актеров и практиков плейбэк театра

Тренер и автор программы - Загряжская Елизавета (Москва)

 

Резюме: Загряжская Елизавета Алексеевна

 

Окончила факультет психологии МГУ им.М.В.Ломоносова (1998 г). Работает психотерапевтом и клиническим психологом. Преподает на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Прошла обучение на лидерском курсе в Школе плейбэк театра (Нью-Йорк) у основателя плейбэк театра Джонатана Фокса (2009 г.). Ранее, в 2005-2007 гг., обучалась в Восточно-европейской школе плейбэк театра у ведущего тренера Йозефа Паради. Сертифицированный плейбэк практик и тренер плейбэк трупп.

Также прошла обучение в Институте психодрамы и ролевого тренинга (мастерская Елены Лопухиной). Является сертифицированным психодраматерапевтом, групповым психотерапевтом и социометристом. Окончила Институт интегративной семейной терапии. Получила сертификат системного семейного психотерапевта.

В 2013 году посетила тренинг для тренеров плейбэк театра, организованный Школой плейбэк театра Италии (Милан), программа Центра плэйбэк театра (Нью-Йорк, США),  ведущим тренером выступил Джонатан Фокс.  

  

Плейбэк театр – оригинальная форма импровизационного искусства, в которой пришедшие на представление зрители рассказывают о реальных событиях, произошедших в их жизни, а затем наблюдают, как эти рассказы воплощаются в сценическое действие. Это интерактивный театр, занимающей свое место между психологией, общественной жизнью и искусством.  Его главная ценность – истории, которыми наполнена сама жизнь.

Люди могут научиться их распознавать. «Нам необходимы истории для выстраивания смысла наших жизней», - пишет в своей книге «Играем реальную жизнь в Плейбек-театре» Джо Салас, жена и профессиональный партнер Джонатана Фокса, основателя плейбэк театра.

Источниками возникновения плейбэк театра являются традиция устного рассказа, психодрама и театральные теории и практики ХХ века. Образ человека как рассказчика историй, имеющего потребность в историях и жажду быть услышанным, составляет философско-антропологическое основание плейбэк театра. Плейбэк театр стал «ритуалом для нашего времени» (Дж. Фокс).

Этот «ритуал»  состоит из перформансов – выступлений плейбэк трупп. Ведущий перформанса – кондактор, создает атмосферу доверия  и предлагает зрителям поделиться историями (переживаниями), произошедшими с ними недавно или давно, во сне или наяву.

Кондактор, актеры и музыкант внимательно слушают рассказчика. Психологические знания часто им в этом помогают. Сюжет его истории и становится «сценарием» для последующей импровизационной игры актеров. Актеры и кондактор в плейбэк театре должны обладать актерскими и режиссерскими знаниями и навыками, которые развиваются в профессиональных обучающих программах по подготовке плейбэк практиков. Структура игры актеров задается плейбэк формами.

Успех перформанса зависит от тесного сотрудничества всех – актеров, кондактора, музыканта и зрителей, от их тонкой настройки друг на друга и точного во многом  интуитивного взаимопонимания.  

Профессиональный плейбэк практик должен развить в себе актерские, режиссерские и психологические способности, сформировать соответствующие навыки, получив необходимые знания.  

 

Программа обучения плейбэк театру включает следующие темы:

 

Плейбэк театр как форма театрального искусства.        

Что такое плейбэк театр? Его место среди других форм театрального искусства. Плейбэк театр и психология. Социокультурная миссия плейбэк театра. История развития плейбэк театра и его «география». Плейбэк театр и Система Станиславского: чему могут научиться плейбэк практики у Станиславского.Плейбэк театр и нарративный подход. Плейбэк театр и сторителлинг.

  

Развитие актерской импровизации

Развитие навыков импровизации на сцене. Развитие навыков импровизационного взаимодействия с другими актерами на сцене. Развитие сценического восприятия, мышления, внимания, речи и действия. Развитие умения проживать свою роль в предлагаемых обстоятельствах. Освоение основных форм игры в плейбэк театре.  Особенности актерской игры в разных жанрах.

 

Развития навыков ведения перформанса (кондактинга)

Кто такой кондактор? Его функции и роли. Развитие способности Кондактора быть в контакте со зрителями и актерами во время перформанса. Способы взаимодействия кондактора с рассказчиком,  зрителями в зале  и актерами. Специфика кондактинга при разных формах исполнения историй. Особенности кондактинга с разными типами зрителей. Процессуально-ориентированный кондактинг. Психотерапевтически-ориентированный кондактинг. Кондактор как режиссер.

 

Музыка в плейбэк театре

Основные функции музыки в плейбэк театре. Освоение типичных для плейбэк театра  музыкальных инструментов. Освоение импровизационного музыкального сопровождения плейбэк перформанса. Развитие способности петь с группой. 

 

Перформанс (выступление) плейбэк театра

Типичная схема плейбэк перформанса. Ритуалы в ходе плейбэк перформанса. Развитие умения понимать «красную нить» перформанса. Уровни понимания истории (пласты истории). Стили и жанры игры в плейбэк театре.

 

Развитие психологических способностей и умений

Развитие спонтанности и креативности. Развитие интеллектуальной и эмоциональной гибкости. Развитие саморегуляции. Развитие разных языков экспрессии, развитие способов телесного выражения смысла роли. Развитие аутентичности, конгруэнтности и личностной интегрированности. Развитие способности осознавать свои переживания и импульсы. Понятие контакта. Развитие способности вступать в контакт, быть в контакте и выходить из контакта. Развитие способности рассказывать истории и понимать истории, рассказанные другими. Развитие способности принимать психологические и социальные различия между людьми, быть толерантным.  Развитие умения решать конфликты.

 

Психотерапевтический плейбэк театр

Концепция психотерапевтического плейбэк театра Е.Загряжской и И.Лобанова. Освоение необходимых для плейбэк практика психотерапевтических знаний и навыков. Типология психотерапевтических запросов и  психотерапевтических эффектов плейбэк перформанса. Стратегии психотерапевтического воздействия и их реализация с помощью плейбэк театра. Жанры игры в плейбэк театре. Освоение игры  в разных жанрах. Работа со снами в плейбэк театре. Посредничество в решении конфликтов с помощью плейбэк театра.

 

Создание плейбэк труппы

Этические принципы плейбэк театра. Типы плейбэк трупп. Миссия и цели труппы. Критерии и процедуры отбора людей в труппу / исключения из труппы. Руководство труппой, типы лидерства. Планирование и распределение бюджета в труппе. Правила функционирования труппы. Способы решения конфликтов в труппе.              

 

Особенность программы обучения и сертификация

Программа обучения составляет 180 часов. Обучение плейбэк театру происходит в соответствии с международными стандартами. По окончании обучения выдается сертификат практика плейбэк театра международного образца, который дает право официально практиковать плейбэк, давать  плейбэк представления, стать членом  международного сообщества плейбэк театров (IPTN) и участвовать в международных фестивалях и семинарах для специалистов в данном методе.

Обучение направлено на развитие актерских, режиссерских и психологических навыков, необходимых актеру плейбэк театра. Участники программы также познакомятся с авторской концепцией  психотерапевтического плейбэк театра. Уже в ходе обучения труппа даст несколько перформансов.       

 

  

Вопросы и запись:

playbacker@mail.ru,

8 (916) 565-68-65 (Елизавета)

 

Сертификационная программа обучения актеров и практиков плейбэк театра.pdf